Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Железнодорожный тоннель под Босфором соединит европейскую и азиатскую части Стамбула

Не пройдет и года, когда первые поезда начнут перевозить пассажиров под проливом Босфор, связывающим азиатскую и европейскую части Стамбула.

Кроме того, новый тоннель станет первой в мире железнодорожной линией, на которой одновременно будут использоваться системы CBTC (Communication Based Train Control, Радиосистема контроля движения поездов) и ERTMS (European Rail Traffic Management System, Европейская система управления железными дорогами).

Босфор, в каком-то смысле, объединил и разделил Стамбул. Многие столетия он являлся для города источником торговли и благосостояния, но он также разделяет Стамбул на две части. В настоящее время через пролив переброшены два моста, но зачастую они оба перегружены стамбульским трафиком. В конце мая 2012 года был утвержден проект строительства нового, третьего моста, который будет построен в северной части пролива Босфор. Между тем жизнь большинства из 13 миллионов жителей Стамбула зависит от количества паромов, в том числе и от небольшого парома для грузовых перевозок.

Но решение, наконец, все-таки нашлось — в 2013 году будет завершен первый этап железнодорожного проекта под названием Marmaray («Мармарай»). 29 октября 2013 года — в день празднования 90-летия со дня основания Турецкой республики — будет открыт железнодорожный тоннель под Босфором протяженностью 13,3 км. Движение поездов будет осуществляться между станциями Kazilicesme, Yenikapi и Sirkeci на европейской стороне и Üsküdar на азиатской стороне, пока остальная часть проекта не будет завершена.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray обеспечит Стамбул современной 76,3 километровой железной дорогой, соединяющей города Halkali на западе с Gebze на востоке, связывая всевозможные транспортные линии Стамбула между собой (трамвай, пригородный транспорт, линии метро), чтобы сформировать интегрированную сеть. Проект предусматривает реконструкцию и модернизацию существующих линий Турецкой государственной железной дороги (TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları) на каждой стороне Босфора и объединение их железнодорожным тоннелем.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором, TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором, TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları

Работы над проектом стоимостью 3 миллиарда долларов США начались в августе 2004 года и были разделены на 3 основных этапа. Проект предусматривает строительство тоннеля под Босфором длиной 1,4 км, а также тоннеля на береговой территории (с двух сторон от пролива). Кроме того, согласно проекту будет построена новая станция метро в районе Ibrahimaga — пересадочный узел между железнодорожной линией Marmary и линией метро Kadiköy — Kartal.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Строительство тоннеля под Босфором было завершено в 2011 году, а сейчас полным ходом идет прокладка путей. Для предотвращения затопления с двух сторон тоннеля были установлены блокирующие ворота, а также сооружены аварийные выходы с интервалом 125 метров в подводной части и через каждые 200 метров в тоннеле на суше.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Длина платформ подземных станций составляет 270 метров. Станция Yenikapi станет основной пересадочной станцией на европейской стороне, от нее на юг страны отходят 2 линии метро. Станция Sirkeci соединится с трамвайной линией № 1, а со станции Üsküdar будет переход на линию метро № 6, строительство которой началось совсем недавно.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Поставку подвижного состава будет осуществлять компания Hyundai Rotem, с которой в ноябре 2008 года был заключен контракт на 580 миллионов евро. Контракт подразумевает строительство 34 поездов с 10 вагонами и 20 поездов с 5 вагонами. После открытия тоннеля по нему будут ходить всего 10 поездов, остальные поезда будут поставляться по мере сдачи в эксплуатацию остальных участков железнодорожной магистрали.

TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları

TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları

Генеральными подрядчиками строительства тоннеля и пригородных участков железной дороги выступили совместные предприятия Obrascon Huarte Lain (OHL) и Invensys Rail Dimetronic. OHL отвечает за прокладку железнодорожного полотна и контактной линии, а Invensys Rail Dimetronic курирует сигнальную систему и телекоммуникации.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Полная реконструкция существующих участков железной дороги, которые включены в проект Marmaray, началась в апреле 2012 года с восточного конца линии от станции Pendik до Gebze. Из-за проводимых работ Стамбул будет временно изолирован от остальной части турецкой железнодорожной сети, пока не завершится реконструкция. Работы по реконструкции включают в себя демонтаж существующего двухколейного пути, сигнальной системы и системы электрификации и строительство новой железной дороги с тремя колеями, с новой системой электроснабжения и сигнальной системой. Две колеи будут использоваться для движения пригородных и грузовых поездов, а третья линия — для движения скоростных поездов по маршруту Ankara — Eskisehir. Запуск в эксплуатацию высокоскоростной магистрали намечен в 2015. Для скоростной линии предусмотрены 10 разъездов с интервалами 4,5 км на азиатской стороне и только 3 разъезда на европейской стороне.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Первоначально планировалось, что в часы пик тоннель под Босфором будет использоваться исключительно для движения пригородных поездов, высокоскоростные поезда будут курсировать по тоннелю в другое время, а грузовые поезда — только ночью. Однако руководство TCDD еще не приняло окончательное решение о конечной станции для скоростных поездов — то ли это будет Haydarpasa в азиатской части или скоростные поезда будут ходить под Босфором на европейскую сторону. Очевидно пассажиры высокоскоростных поездов выиграют, если будут садиться на скоростной поезд на европейской стороне, но это может отразиться на движении пригородных поездов.

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Проект Marmaray: строительство железнодорожного тоннеля под Босфором

Компания Invensys Rail Dimetronic отвечает за демонтаж старой сигнальной системы и телекоммуникационного оборудования, проектирование и поставку новых систем, в том числе ERTMS Level 1, CBTC как для инфраструктуры, так и для подвижного состава, СТС (Centralized Traffic Control, Система централизованного управления движением), датчики перегрева осей колесных пар, SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition, Система диспетчерского управления и сбора данных), телекоммуникации, включая GSM-R (Global System for Mobile Communications  Railway, беспроводная коммуникационная платформа для железных дорог), системы оповещения, информирования пассажиров и видеонаблюдения, а также обучение персонала. Invensys Rail Dimetronic будет обслуживать оборудование в течение двух лет и имеет возможность продлить договор на техническое обслуживание в течение еще пяти лет.

На суше система обнаружения поездов будет работать по бесшовным рельсам, два пути для пригородных поездов будут оснащены как CBTC, так и ERTMS, а третья колея будет оснащена только ERTMS. В тоннеле будут смонтированы обе системы управления движением поездов, но система обнаружения поезда будет работать по осевым счетчикам. Резервная сигнальная система будет установлена по всей линии Marmaray. В тоннеле сигнальная система будет смонтирована на обычных линейных столбах, так как сверлить отверстия в стенах тоннеля запрещено по причинам безопасности.

Пригородные поезда Hyundai Rotem будут оборудованы только системой CBTC, и машинисты будут следить за ситуацией на дороге с помощью дисплеев. Скоростные поезда будут оснащены системой ERTMS. Грузовые поезда будут смогут перейти на ERTMS, как только эта система будет внедрена на большей части турецких железных дорог в течение ближайших нескольких лет.

Внедрение новых систем управления движением поездов позволит увеличить пиковую пропускную способность железнодорожных линий с нынешних 10000 пассажиров в час до 90000 пассажиров в час в одном направлении.

Планируется, что в 2015 году пассажиропоток на новой линии составит 1,5 миллиона человек в день, а к 2025 году вырастет до 1,7 миллионов человек в день.

В настоящее время путешествие из города Gebze в город Halkali составляет 3 часа, при этом пассажиры вынуждены пересаживаться с поезда на паром, а затем опять на поезд. Запуск новой линии сократит время поездки до 1 часа 45 минут. Время на пересечение пролива Босфор на поезде между станциями Sögütlüçesme и Yenikapi составит 12 минут, а между станциями Üsküdar и Sirkeci — всего 4 минуты.

В опытную эксплуатацию железнодорожный тоннель должен быть запущен в конце июля 2013 года. Железнодорожные линии и станции на поверхности будут открываться поэтапно в течение 2014 года. Руководство Турецкой государственной железной дороги стремится как можно скорее воспользоваться преимуществами этого важного проекта, а также присоединить самый большой город Турции к национальной железнодорожной сети.

* * *

Ссылки по теме:
Официальный сайт проекта Marmaray
Турецкая государственная железная дорога (TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *