Судоверфь в Лелистаде

Судоверфь в Лелистаде

Лелистад (Lelystad) — небольшой городок в центральной части Нидерландов. Туристов привлекают две достопримечательности Лелистада — очень интересный музей «Авиадром» (Aviadrome), о котором мы обязательно расскажем в одной из будущих статей, и судоверфь, на которой изготавливаются реплики знаменитых голландских парусных кораблей XVII века.

Город Лелистад — довольно-таки молодой. Он появился на карте Нидерландов всего лишь в 1967 году и был построен на отвоеванной у моря территории. Добраться до Лелистада можно по автомобильной дороге или на поезде, также в городе есть небольшой аэропорт и морской порт.

Судоверфь в Лелистаде

Нидерланды — великая морская держава, поэтому в любом городе, находящемся у моря, обязательно есть своя судоверфь. На некоторых из них строят огромные круизные лайнеры, на других — роскошные яхты класса «люкс», а верфь Лелистада прославилась строительством больших старинных парусных кораблей.

Судоверфь в Лелистаде

Первым таким кораблем стала реплика легендарного корабля Голландской Ост-Индской компании «Батавия» (Batavia). «Батавия» была построена в Амстердаме в 1628 году. Парусник имел длину более 56 метров, а общая площадь парусов составляла почти 1200 кв. м. Несмотря на то, что это было торговое судно (корабль был построен для транспортировки специй и других продуктов из Восточно-Азиатских стран), парусник был оснащен 24 пушками.

Парусный корабль «Батавия» (Batavia)

Вообще, вся история этого первого и единственного плавания — отличная тема для детективного романа или исторического фильма с крепким сюжетом. Здесь было все — и заговор капитана и помощника с целью захвата корабля, и умышленное отклонение от курса, и мятеж, и убийства, и, наконец, кораблекрушение у западных берегов Австралии и высадка на необитаемом острове.

На острове не оказалось воды и было мало пищи, поэтому уцелевший экипаж на лодках отправился сначала на материк в поисках воды и возможной помощи. Но не найдя там пресной воды, было предпринято величайшее в истории мореплавания путешествие на лодках (а их длина составляла всего 9 м) в Индонезию, в город Батавия (в честь которого и был назван корабль, теперь это город Джакарта), которое длилось 33 дня. Интересно, что, несмотря на очень скудные запасы еды и воды, все путешественники выжили.

Парусный корабль «Батавия» (Batavia)

Но на этом злоключения путешественников не закончились. Часть мятежников была казнена в Индонезии, потом был мятеж, убийства, попытка захвата другого корабля, подавление мятежа… В результате из 341 человека, которые находились на борту «Батавии», в живых осталось только 68.

В середине 80-х годов прошлого века обломки судна были подняты с морского дна, а с 1985 по 1995 год на верфи в Лелистаде велось строительство реплики. Теперь парусник «Батавия» стоит на якоре у пирса судоверфи, можно подняться на его борт, узнать эту захватывающую и полную драматизма историю корабля, посмотреть как жили экипаж корабля и пассажиры и даже увидеть (и услышать) стрельбу из пушек.

Парусный корабль «Батавия» (Batavia)

Побывать на борту огромного парусника, конечно, интересно, но не менее интересно посмотреть, как строятся такие корабли. В настоящий момент на верфи полным ходом идет строительство другого парусника — 80-пушечного линейного корабля «Семь провинций» (De Zeven Provinciën) длиной 46 метров.

Парусный корабль «Семь провинций» (De Zeven Provinciën)

Парусник «Семь провинций» был построен в 1664-65 гг. Свое название корабль получил потому, что в XVII веке в составе Голландской Республики было 7 провинций.

Парусный корабль «Семь провинций» (De Zeven Provinciën)

Этот парусник в качестве флагманского корабля принимал участие в ожесточенной Второй Англо-Голландской войне, в которой тогда победили голландцы. Затем он участвовал в битве на Темзе — на этот раз верх взяли англичане.

Парусный корабль «Семь провинций» (De Zeven Provinciën)В 1672-1673 годах судно хорошо зарекомендовало себя во время Третьей Англо-Голландской войны, принимая участие во всех крупных сражениях.

Корабль воевал во славу Королевства Нидерланды вплоть до 1694 года, когда в одном из боев он получил значительные повреждения, после которых ремонт и восстановление судна уже не имели большого смысла.

Строительство реплики военного парусника «Семь провинций» было начато на верфи в Лелистаде в 1995 году и продолжается до сих пор.

Примечательно, что при строительстве реплик используются те же самые материалы, что и в XVII веке.

Корпуса кораблей делаются из дуба.

Судоверфь в Лелистаде

Для изготовления гнутых деталей, например, шпангоутов, используются части дерева с естественной кривизной.

Судоверфь в Лелистаде

Заготовки для бруса вылёживаются под открытым небом. Их мочит дождь и сушит солнце.

Судоверфь в Лелистаде

Затем их распиливают вдоль на брус и доски, которые опять проходят естественную сушку.

Судоверфь в Лелистаде

И только после того, как дерево достигнет необходимой кондиции, приступают непосредственно к изготовлению деталей будущего корабля.

Судоверфь в Лелистаде

Вот, например, предварительно обработанная заготовка шпангоута, которая вскоре встанет на свое место в корпусе будущего корабля.

Судоверфь в Лелистаде

Работа по сборке корпуса — кропотливое занятие, требует больших знаний и внимания и занимает много времени.

Судоверфь в Лелистаде

В таких лесах корабль простоит не один год до тех пор, пока не будет произведена окончательная сборка. Затем корпус спустят на воду, поставят мачты и установят такелаж и парусное снаряжение.

Судоверфь в Лелистаде

Для изготовления необходимых металлических деталей на верфи есть кузница.

Судоверфь в Лелистаде

Сколько лет этой наковальне? А горн — тоже реплика, но такая конструкция вполне могла быть и 300 лет назад.

Судоверфь в Лелистаде

В отдельной мастерской изготавливают блоки для парусного снаряжения.

Судоверфь в Лелистаде

А так просушивают пеньку для канатов.

Судоверфь в Лелистаде

Якоря — точно старинные. Запас якорей лежит во дворе.

Судоверфь в Лелистаде

Во дворе лежит часть оригинального набора деталей. По ним, похоже, и делались чертежи, по которым и изготавливаются реплики.

Судоверфь в Лелистаде

И очень скоро на пирсе рядом с «Батавией» будет качаться на волнах парусник «Семь провинций».

Судоверфь в Лелистаде

Какой исторический корабль голландского флота будет следующим?

* * *

Судоверфь Лелистада
Адрес: Oostvaardersdijk 01-09 (For navigation: Bataviaplein 2), 8242 PA Lelystad
Тел.: +31 (0) 320-261409

Часы работы: круглый год (за исключением Рождества и Нового года) с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов:
Взрослые: 11 евро
Люди пожилого возраста (старше 65 лет): 9 евро
Дети: до 3-х лет — бесплатно, с 4 до 12 лет: 5,5 евро

* * *

Время в пути на скоростных поездах:

Амстердам — Лелистад: 41 минута
Гаага — Лелистад: 1 час 19 минут
Антверпен — Лелистад: 1 час 44 минуты

* * *

Ссылки по теме:
Официальный сайт судоверфи Лелистада
Парусный корабль «Батавия» (Batavia) в Википедии
Парусный корабль «Семь провинций» (De Zeven Provinciën) в Википедии
Фоторепортаж о судоверфи Лелистада на сайте FotoDorogi.ru

De Zeven Provinciën

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *